Кто видел волосы длиннее?
В викторианскую эпоху в среднем девушка имела волосы длиной метр-полтора. Наиболее терпеливые отращивали волосы до самой земли. Эпоха париков прошла. Женщины распускали свои волосы, чтобы показать их натуральность. Фотографии женщин с распущенными волосами стали отдельным жанром фотоискусства. Два часа утром и два часа вечером уходило на уход за волосами.
Сестры Сазерленд
Семь сестер и общая длина волос более 11 метров (37 — 50 футов по разным источникам ).
Это знаменитые и популярные на весь мир сестры Сазерленд, жившие в Локпорте (Нью-Йорк) в эпоху Модерна . Их семья нажила огромное состояние. Девушки были некрасивы, кроме Виктории. Сестры демонстрировали свои достоинства длинных волос и музыкальных способностей в цирке Барнума и Бейли. Старшей из сестер, Саре, когда они стали выступать в цирке,тогда было тридцать шесть лет, младшей — Доре — восемнадцать.
Шоу было очень успешным. Семейный бизнес активно расширялся. Волосы условно были превращены в золото. Зарабатывали, демонстрируя себя в качестве рекламы и на продаже средств по уходу за волосами, а также автографах, сувенирах, публикациях и фотографиях. Книга об уходе за волосами разошлась миллионными тиражами.
В 1882 году отец девушек Флетчер Сазерленд начал производство «средства для роста волос». По утверждению Флетчера, в состав средства входили тетраборат натрия, соль, хинин, шпанская мушка, лавровишневая вода, глицерин, розовая вода, спирт и мыло. То есть оно представляло собой что-то вроде шампуня.
Впоследствии одна из крупных фармацевтических лабораторий провела независимое исследования средства и выяснила, что оно на 56% состоит из обычной воды, а на 44% — из лавровишнёвой, плюс немного соли. Но семь длинноволосых дочерей Сазерленда были великолепной рекламой для его «средства». Помимо того, Сазерленд производил краску (тоник для волос), мыло и средство для восстановления тонких и ломких волос. В 1886 году Генри Бейли вложил свои деньги в рекламную кампанию, положившую начало состоянию Сазерлендов.
Вся рекламная компания базировалась на постулате «Семь сестёр Сазерленд представляют». На всех рисунках и снимках их было семеро — это была торговая марка и запоминающийся слоган. В 1890 году два с половиной миллиона бутылок средств для волос были проданы (примерно через четыре года после начала производства). Итог — более 3 млн. долл. США (огромные деньги по тем временам). Они стали миллионерами. Этот семейный бизнес был одним из крупнейших. Люди даже пытались срезать и украсть их волосы на счастье.
Но в 1893 году тридцатипятилетняя Наоми Сазерленд скоропостижно скончалась. Её смерть могла серьёзно нарушить рост бизнеса (к тому времени количество производимых продуктов выросло втрое), и потому было принято беспрецедентное решение. Сёстры наняли девушку по имени Анна Луиза Робертс, которая внешне напоминала Наоми и — главное! — имела такие же шикарные волосы. Одним из ходовых трюков Наоми было полное заворачивание в собственную шевелюру (длиной порядка пяти с половиной футов). Робертс же обладала беспрецедентными волосами девятифутовой длины (274 см), которым завидовали даже сёстры Сазерленд.
Девушки были не менее популярными, чем сам Чарли Чаплин. Семья тратила слишком много, несмотря на их доходы. Обслуживающий персонал, лакеи, горничные, дорогая одежда, золото, бриллианты, путешествия, мужчины. Уникальный дом для большой семьи был достопримечательностью. Все могли жить вместе, окруженные тысячами акров ферм и лесов.
Особняк, который построили для себя сёстры Сазерленд, поражал количеством комнат и роскошью. В спальне каждой сестры был бассейн с проточной водой. В 1946 году в газете появилась заметка о смерти Грэйс Сазерленд, девяносто двух лет от роду. Там упоминалось, что некогда она была очень богата, в 1920-х годах растратила вместе с сёстрами всё состояние, и старость её прошла в нищете.
Лена Стяглюк